ПРИДНЕСТРОВЬЕ - 3 рубля 2024 года "ПЕРВЫЙ ТРАНСПОЛЯРНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЁТ МОСКВА-ВАНКУВЕР. 1937", серия: "Исторические достижения, события и личности" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

ПРИДНЕСТРОВЬЕ - 3 рубля 2024 года "ПЕРВЫЙ ТРАНСПОЛЯРНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЁТ МОСКВА-ВАНКУВЕР. 1937", серия: "Исторические достижения, события и личности"

Дата выпуска: 18.10.2024

Металл: Сталь с никелевым покрытием

Тираж: 5 000 шт.

Диаметр: 24 мм

Вес: 5,6 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: гладкий

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Тираспольский монетный двор (Приднестровье)

№ по каталогу Краузе: ?

Примечание: на фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

ПРИДНЕСТРОВЬЕ

3 рубля 2024 года

"ПЕРВЫЙ ТРАНСПОЛЯРНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЁТ МОСКВА-ВАНКУВЕР. 1937"

серия: "Исторические достижения, события и личности"

Аверс: В центре – изображение Государственного герба Приднестровской Молдавской Республики; по кругу – надписи: вверху – «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК», внизу – «3 РУБЛЯ»; в нижней части под гербом – «2024».

Реверс: В центре – изображение самолёта АНТ-25 и надписи: выше – «1937 год», ниже – «АНТ-25»; внизу – стилизованное изображение Северного полюса с параллелями и меридианами и маршрутом перелёта; по кругу – надписи: вверху – «ПЕРВЫЙ ТРАНСПОЛЯРНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЁТ», внизу – «МОСКВА», «ВАНКУВЕР».

Художник: -



Памятные монеты Приднестровского республиканского банка из недрагоценных металлов образца 2024 года являются законным средством обращения и платежа на территории Приднестровской Молдавской Республики, обязательны к приёму по нарицательной стоимости во все виды платежей всеми организациями независимо от формы собственности и сферы деятельности.



Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый 18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — В.П. Чкалов, второй пилот — Г.Ф. Байдуков и штурман — А.В. Беляков. Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США.

После неудачной попытки перелёта из СССР в США через Северный полюс в августе 1935 года экипажа С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко (из-за неисправности самолёта) и проведения «тренировочного» перелёта Москва — остров Удд в июле 1936 года, в 4 часа 5 минут утра 18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолёта АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. Перелёт был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полёта по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км (установлен в 1933 году французскими лётчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолёта находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок. Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе (к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации). 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).

По расчётам А. Белякова, путь самолёта «по земле, учитывая все изгибы и обходы», был равен 9130 км. Однако в соответствии с правилам Международной авиационной федерации в зачёт принималась дальность, равная кратчайшему расстоянию между точками взлёта и посадки по земной поверхности. Для перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8582 км и 960 м (сведения о дальности 8504 километра, которые часто указываются в советских, а позже и в российских источниках, ошибочны). В официальной хронике сообщалось, что «самолёт прошёл над океанами и льдами 5900 км». Каким образом была подсчитана эта величина, неизвестно. Кратчайшее расстояние по маршруту АНТ-25 на участке Кольский полуостров — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — побережье Северной Америки не превышает 4800 км. По-видимому, при подсчёте был учтён участок перелёта длиной около 1200 км, прошедший вдоль западного побережья Канады и США до посадки. Длительность перелёта составила 63 часа 16 минут.

Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Ф.Д. Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. Члены экипажа встречались также со знаменитым полярным путешественником Вильялмуром Стефансоном.

Из США экипаж прибыл в Европу на океанском лайнере «Нормандия». В том же 1937 году АНТ-25, на котором был совершён перелёт, доставили в разобранном виде на борту теплохода «Кооперация» из Гавра в Ленинград. Есть предположение, что из США в Гавр его перевёз лайнер «Нормандия».

Американский полярный исследователь, лётчик Ричард Бэрд, первым достигший Северного полюса по воздуху, так отозвался о беспосадочных перелетах, осуществленных экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова: «Эти полеты будут навечно вписаны золотыми буквами в летопись истории… Они во многом улучшат отношения между странами и послужат основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания».

В Ванкувере действует Чкаловский комитет, усилиями которого создан и поддерживается небольшой музей, посвященный историческому перелету. На месте посадки АНТ-25 воздвигнут трапециевидный обелиск с бронзовой доской, врезанной в гранит, на которой изображен самолёт, распростерший свои крылья над Северным полюсом. В 1997 году в связи с 60-летием перелета открыт мемориальный комплекс. Американской стороной (Фонд российско-американского делового сотрудничества, Чкаловский комитет, администрация штата Вашингтон) при содействии МИД РФ была подготовлена программа юбилейных мероприятий в США, на проведение которых правительство США выделило несколько миллионов долларов. С российской стороны в реализации проекта юбилейных мероприятий участвовали более 20 банков и других компаний.

Награды
За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

Память
- В 1975 году в честь советского экипажа был открыт монумент в Ванкувере (США).
- В 1976 году по приглашению президента США Джеральда Форда А.В. Беляков, Г.Ф. Байдуков и сын Валерия Чкалова И.В. Чкалов в честь 40-летнего юбилея перелёта посетили США.
- В 2012 году в России состоялись праздничные мероприятия по случаю 75-летия беспосадочного перелёта экипажа В.П. Чкалова.
- Данный полёт был отображен в сериале «Чкалов».

В архитектуре
18 мая 2012 года портреты летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова заняли свои места на стенах пассажирского зала строящейся станции метро «Чкаловская» в Екатеринбурге (архитектор С.У. Зиганшин). Мотив всей отделки также посвящён авиации: большого радиуса пологий свод подобен крылу самолёта, своей кривизной путевые стены напоминают фюзеляж, а на торцевой стене циферблаты часов в стиле бортовых приборов с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Вашингтона.
Открытие состоялось 28 июля 2012 г.

В филателии
В 1938 году была выпущена серия почтовых марок СССР, посвящённых перелёту.
В 1987 году был выпущен почтовый конверт с оригинальной маркой СССР, посвященный 50-летию перелёта.
В 1997 году был выпущен художественный почтовый конверт со стандартной маркой России, посвященный 60-летию перелёта.