США
25 центов 2023 года
№ 10
"МАРИЯ ТОЛЧИФ (MARIE TALLCHIEF)"
серия: "Женщины Америки"
Аверс: В центре монеты изображён портрет президента Джорджа Вашингтона вправо (портрет, первоначально составленный и вылепленный, Лорой Гардин Фрейзер. Это был рекомендуемый дизайн квотера 1932 года, посвящённый 200-летию Вашингтона, но тогдашний министр финансов Меллон в конечном итоге выбрал дизайн Джона Фланагана, обращённый влево). Вверху полукругом отчеканено слово LIBERTY (СВОБОДА), справа в несколько строк - IN GOD / WE / TRUST (МЫ ВЕРИМ В БОГА) и буква монетного двора.
Примечание: Лора Гардин Фрейзер была одной из самых плодовитых женщин-скульпторов начала 20 века. Она разработала полудоллар к столетию Алабамы в 1921 году, став первой женщиной, создавшей монету США. Монетный двор использовал её дизайн Джорджа Вашингтона на золотой памятной монете 1999 года, посвящённой 200-летию со дня смерти Вашингтона.
Реверс: В центре изображена Мария Толчиф в балетной позе. Ниже выгравировано имя балерины на английском языке "MARIA TALLCHIEF" и второй строкой имя написано осейджской орфографией, которое переводится как "Два стандарта". Полукругом по краю монеты отчеканены надписи: вверху - "UNITED STATES OF AMERICA", внизу - "E PLURIBUS UNUM QUARTER DOLLAR". Завершают дизайн инициалы скульптора - "JTM" (Joseph Menna) и дизайнера - "BS" (Benjamin Sowards).
Дизайнер аверса: Лора Гардин Фрейзер (Laura Gardin Fraser) (обозначение - LGF)
Скульптор реверса: Джозеф Ф. Менна (Joseph F. Menna) (обозначение - JFM)
Дизайнер реверса: Бенджамин Совардс (Benjamin Sowards) (обозначение - BS)
Эли́забет Мэ́ри Тол Чиф (англ. Elizabeth Marie Tallchief; 24 января 1925, Фэрфакс, Оклахома — 11 апреля 2013, Чикаго) — одна из т.н. «пяти лун», первая американская прима-балерина, первый представитель индейцев — балерина. Считается, что она произвела революцию в балете. Старшая сестра балерины Марджори Толчиф, третья супруга Джорджа Баланчина.
Биография
Её отец (Александр Джозеф Тол Чиф) являлся вождём осейджи, а предки матери (Рут Портер) были шотландских и ирландской кровей. Фамилия на русский язык переводится как «Вождь высокого роста». Родные и друзья называли её «Бетти Мэри» (Betty Marie). Родители познакомились когда мать Мэри посещала свою сестру, которая работала экономкой у матери Александра Джозефа.
Толчиф танцевала почти с самого рождения — уже в возрасте трёх лет она ходила на танцевальные занятия. Когда ей исполнилось восемь, семья переехала в Лос-Анджелес, Калифорния, где у сестёр было больше возможностей для занятий танцем. В 17 лет в поисках ангажемента она переехала в Нью-Йорк, где по настоянию работодателей взяла псевдоним «Мария Толчиф» (Maria Tallchief). В течение пяти лет Толчиф танцевала в компании «Русский балет Монте-Карло» (1942—1947), где она познакомилась с Джорджем Баланчиным и вышла за него замуж. Когда Баланчин стал балетмейстером собственной труппы, Толчиф стала одной из основных её солисток. Она покинула компанию в 1956 году вскоре после развода с ним.
Страстная манера танца Толчиф удачно сочеталась с виртуозной хореографией Баланчина, наполненной техническими сложностями. Известность балерине принесла главная партия в балете «Жар-птица» (1949). Другой удачной партией стала Фея Драже в «Щелкунчике». Она объездила весь мир, став первой гражданкой США, выступившей в Большом театре, регулярно выступала на американском телевидении. После завершения исполнительской карьеры в 1966 году Мария Толчиф принимала активное участие в развитии балета в Чикаго: в 1974 она основала труппу Чикагского городского балета, которая первоначально функционировала в составе Лирической Оперы, а затем, в 1981 году, стала самостоятельной компанией.
В Оклахоме установлено несколько статуй балерины. Она стала членом американского Национального зала славы женщин и получила Национальную медаль за вклад в искусство. В 1996 году Толчиф получила награду Центра Кеннеди. Её жизнь была предметом нескольких документальных фильмов и биографий.
Карьера
Начало карьеры
Окончила среднюю школу в Беверли-Хиллз в 1942 году. В 17 лет отправилась в Нью-Йорк и начала выступать в труппе Сержа Денхема. Её первое выступление было в Парижском веселье.
За первые два месяца работы в Русском балете Монте-Карло она выступила в семи различных балетах.
Эра Баланчина
Весной 1944 года балет Русский балет Монте-Карло нанял известного балетмейстера Джорджа Баланчина для работы над новым спектаклем «Песня Норвегии». Этот шаг станет поворотным моментом в её карьере и карьере Баланчина.
Баланчин задействовал её в важных ролях. В Danses Concertantes она была частью джазового па-де-труа, в Bourgeois Gentilhomme у неё было па-де-де с Юреком Лазовским. 16 августа 1946 года Баланчин и Мария поженились. Когда её контракт истек, она присоединилась к Баланчину, который был во Франции в качестве приглашенного хореографа в Балетной труппы Парижской Оперы.
Нью-Йорк Сити балет
В 1946 году Баланчин объединился с меценатом Линкольном Кирстейном, чтобы основать балетное общество, которое является прямым предвестником Нью-Йорк Сити балет. У неё оставалось шесть месяцев до истечения контракта с Русским балетом Монте-Карло, поэтому она оставалась в труппе до 1947 года.
Когда супруги вернулись в США, она быстро стала одной из первых звезд и первой примой-балериной Нью-Йорк Сити балета, который открылся в октябре 1948 года.