БЕЛАРУСЬ - 20 рублей 2010 года "КОНСТИТЬЮШН", серия: "Парусники" (СЕРЕБРО) | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

БЕЛАРУСЬ - 20 рублей 2010 года "КОНСТИТЬЮШН", серия: "Парусники" (СЕРЕБРО)

Дата выпуска: 10.11.2010 года

Металл: Серебро 0.925

Тираж: 7 000 штук

Диаметр: 38,61 мм

Вес: 28,28 гр (масса серебра в чистоте: 26,16 гр)

Толщина: 2,7 мм

Гурт: рифлёный

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: АО "Монетный двор Польши", Варшава, Польша

№ по каталогу Краузе: KM# 235

Состояние: BUNC (Бриллиант-анциркулейтед)

Примечание: на фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

БЕЛАРУСЬ

20 рублей 2010 года

"КОНСТИТЬЮШН"

серия: "Парусники"

(СЕРЕБРО)

Аверс: Вверху в центре – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь; по кругу надписи: вверху название страны-эмитента – "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ"; в центре на фоне навигационной морской карты – стилизованное изображение розы ветров с нанесённой голограммой; в нижней номинал "20 РУБЛЁЎ", слева от номинала – год чеканки "2010", справа - проба сплава и фирменный (товарный) знак Монетного двора Польши.

Реверс: В центре — на фоне морского пейзажа изображение самого длинного парусника в мире "Dar Pomorza", слева — уменьшенное изображение данного корабля (вид сбоку), а под ним в оригинальном начертании название фрегата: "DAR POMORZA".

В центре – на фоне береговой линии морского пейзажа изображение одного из самых старых в мире парусных судов "Конститьюшн (Constitution)", слева – уменьшенное изображение данного корабля (вид сбоку), а под ним в оригинальном начертании надпись: "CONSTITUTION".

Дизайн: Д. Сураевска (Польша), С. Некрасова (Беларусь)



Парусное судно «Конститьюшн» является старейшим в мире кораблем из тех, что находятся на плаву. Его еще называют «Железнобоким стариной» - это прозвище было присвоено за необычайную прочность бортов, от которых вражеские ядра отпрыгивали, как мячи.

С 1922 года фрегат занимает почетное место в сухом доке Бостонской гавани. В настоящее время он все еще числится действующим боевым кораблем в составе флота США – немногие исторические парусники могут похвастаться подобным статусом.

История создания судна и начало его службы
Решение о создании собственного военного флота было принято американцами в 1793 году, после того, как 11 торговых судов молодого государства были захвачены алжирскими пиратами с требованием громадного выкупа. На строительство первых фрегатов Конгресс выделил почти 700 тысяч долларов, и одним из трех судов, спущенных на воду в 1797 году, стал боевой корабль Constitution.

Начало службы фрегата складывалось не совсем удачно. Оказалось, что первый же захваченный им французский корабль состоит на службе Британии – в результате судно не только пришлось вернуть англичанам, но и выплатить им солидный штраф. Следующий поход фрегата также оказался несчастливым. Боевой корабль сильно потрепал шторм, после чего ему пришлось немедленно возвратиться в Бостон для проведения ремонта.

Все последующие путешествия и боевые экспедиции фрегата «Конститьюшн» складывались более удачно: он освобождал захваченных марокканцами заложников, уничтожал пиратские канонерки, захватывал вражеские суда и участвовал в бомбардировке Триполи. Но настоящей славой доблестный фрегат покрыл себя в ходе войны межу США и Британией, которая началась в 1812 году.

Боевая слава корабля
Во время войны команда фрегата «Конститьюшн» показала всю свою мощь, отвагу и находчивость. В июле на пути корабля встала целая эскадра из пяти британских суден, и казалось вполне очевидным, что участь фрегата решена. Однако благодаря слаженным и грамотным действиям моряков, судну удалось уйти от погони, которая продолжалась 57 часов.

Через месяц «Constitution» снова встретился с одним из участников «великой погони» - судном Guerriere, которое тут же начало обстрел «американца» из пушек. Но чугунные ядра просто отскакивали от бортов фрегата, оставляя на нем лишь вмятины. Это сражение закончилось полным поражением «британца» и его немедленным сожжением.

Вторая битва произошла в декабре, у берегов Бразилии, где «Конститьюшн» защищал торговые американские корабли от тех же британцев. Несмотря на то, что в самом начале фрегат понес существенные потери, ему все же удалось преломить ход битвы и выйти победителем. После этого было еще несколько сражений, каждое из которых принесло заслуженную славу американскому паруснику.

Мощь боевого фрегата
В 1820 году над кораблем, изготовленным из виргинского дуба, был проведен уникальный по тем временам эксперимент – с обеих его сторон установили гребные колеса, приводить в движение которые должна была мускульная сила, то есть обычные гребцы. Данный метод должен был увеличить скорость судна, а также его маневренность, что могло бы дать ему огромные преимущества в любом сражении. Были проведены специальные испытания, однако капитан корабля не оценил такую инновацию, и от гребных колес отказались.

За все годы службы дизайн фрегата, несмотря на несколько ремонтов, не претерпел существенных изменений. На его борту было установлено 54 пушки, кроме того, в батарейной палубе находилось еще 34 орудия, и еще 20 карронад могли обстреливать врага с верхней палубы. Экипаж судна насчитывал 455 матросов. «Конститьюшн» мог развивать максимальную скорость в 14 узлов.

Как рождаются легенды
После 31-го года службы было принято решение списать корабль на сушу и пустить его на слом. Однако жители Бостона подняли волну негодования, защищая славный фрегат от такой участи, и решение было отменено. «Constitution» поставили в сухой док и приступили к очередному ремонту, в ходе которого многие деревянные части корабля были пущены на изготовление сувениров: рамок, статуэток, тростей. Из этого материала даже изготовили карету для президента Джексона. 

В 1881 году судно было превращено в плавучую казарму, затем из него пытались сделать мишень для артиллерийских учений, однако общественность снова встала на защиту фрегата. В период с 1927 по 1930 год судно было на ремонте, после чего его отправили в турне по США, продолжавшееся 3 года. За это время корабль посетил около 90 городов, на борт фрегата поднялось более 4,5 млн. человек.

Последний ремонт судна производили в 1997 году. После него славный фрегат вновь прошел под собственными парусами, и занял свое место в бухте Бостона. Не многие морские музеи мира могут продемонстрировать посетителям корабли с такой богатой историей. У судна даже есть свой капитан, уже 73-й по счету командир боевого фрегата по имени Sean Kearns.