ТУРЦИЯ
1 лира 2022 года
"МОСТ ЧАНАККАЛЕ 1915"
Аверс: В центре, в круге, изображён турецкий висячий мост через Дарданеллы. Над мостом, в верхней части отчеканены символы ислама - полумесяц и звезда. На внешнем кольце присутствует круговая надпись: вверху - название страны-эмитента: "TÜRKIYE CUMHURIYETI" (ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА), внизу - название монеты "1915 ÇANAKKALE KÖPRÜSÜ".
Реверс: В центре – номинал цифрой 1 на фоне стилизованного национального тюркского орнамента, ниже надпись полукругом: "TÜRK LIRASI". В верхней части монеты – полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска. По краю монеты – национальный орнамент.
Мост Чанаккале 1915 года (тур. 1915 Çanakkale Köprüsü), также известный как мост Дарданеллы (Çanakkale Boğaz Köprüsü), автомобильный подвесной мост в провинции Чанаккале на северо-западе Турции.
Расположенный к югу от городов Лапсеки и Гелиболу, мост пересекает пролив Дарданеллы примерно в 10 км к югу от Мраморного моря.
Мост является частью автомагистрали Кыналы-Балыкесир, которая соединяет автомагистрали O-3 и O-7 в Восточной Фракии с автомагистралью O-5 в Анатолии. С основным пролётом 2023 м, мост превзошёл мост Акаси Кайкё в Японии на 32 м, став самым длинным висячим мостом в мире.
Мост был официально открыт президентом Тайипом Эрдоганом 18 марта 2022 года. Это четвёртый мост через Турецкие проливы и первый мост через Дарданеллы.
Мост был спроектирован датской COWI A/S и южно-корейской PEC-Pyunghwa Engineering (кабели и подъездные мосты). Arup и AAS Jacobsen участвовали в проекте в качестве независимого верификатора проекта (IDV). Консультантами проекта были Tekfen и T-ingénierie.
Общая длина моста составляет 3563 м, вместе с подъездными путепроводами длина достигает 4608 м, что превышает общую длину моста Османа Гази и его подходных виадуков на 527 м, делая мост самым длинным мостом любого типа в Турции.
Общая высота двух пилонов моста составляет 318 м в высоту (318 м — это высота точки пересечения основного кабеля, что важно для несущей способности вантов, фактическая высота пилонов с учётом верхнего ограждения башни составляет 334 м), что делает его вторым по высоте мостом в Турции после моста Султана Селима Явуза. Мост является шестым по высоте мостом в мире, превосходя мост Сутонг в Китае. Настил моста 72,8 м в высоту и имеет общую ширину 45,06 м и максимальной толщиной 3,5 м. На палубе проходят шесть полос движения автомагистрали (по три в каждом направлении), а также две дорожки с каждой стороны для обслуживания.
16 мая 2020 года было завершено строительство второго пилона на стороне Галлиполи (побережье Европы). К 13 ноября 2021 года все пилоны были готовы. Мост открыт для движения 18 марта 2022 года с ценой проезда 200 лир (12,20 евро).
С мостом связаны некоторые символические числа. Число 1915 в названии — высота точки пересечения основного троса (318 м), и дата закладки фундамента (18 марта) связаны с победой турецкого флота 18 марта 1915 года во время морских операций в Галлиполийской кампании. Длина основного пролёта моста составляет 2023 метра и относится к столетию Турецкой Республики в 2023 году.