США
25 центов 2024 года
(№ 14)
"СЕЛИЯ КРУЗ (CELIA CRUZ)"
серия: "Женщины Америки"
Аверс: В центре монеты изображён портрет президента Джорджа Вашингтона вправо (портрет, первоначально составленный и вылепленный, Лорой Гардин Фрейзер. Это был рекомендуемый дизайн квотера 1932 года, посвящённый 200-летию Вашингтона, но тогдашний министр финансов Меллон в конечном итоге выбрал дизайн Джона Фланагана, обращённый влево). Вверху полукругом отчеканено слово LIBERTY (СВОБОДА), справа в несколько строк - IN GOD / WE / TRUST (МЫ ВЕРИМ В БОГА) и буква монетного двора.
Примечание: Лора Гардин Фрейзер была одной из самых плодовитых женщин-скульпторов начала 20 века. Она разработала полудоллар к столетию Алабамы в 1921 году, став первой женщиной, создавшей монету США. Монетный двор использовал её дизайн Джорджа Вашингтона на золотой памятной монете 1999 года, посвящённой 200-летию со дня смерти Вашингтона.
Реверс: В левой части изображена латиноамериканская певица, сияющая ослепительной улыбкой, Селия Круз во время выступления в платье в стиле румбы. Справа в несколько строк выгравировано её фирменное слово: "¡AZÚCAR" (сахар по-испански) / девиз США "E PLURIBUS UNUM" / номинал монеты "25с". Внизу полукругом указано имя певицы: "CELIA CRUZ". Название страны-эмитента "UNITED STATES OF AMERICA" указано вверху полукругом по краю монеты.
Дизайнер аверса: Лора Гардин Фрейзер (Laura Gardin Fraser) (обозначение - LGF)
Скульптор реверса: Фиби Хемфилл (Phebe Hemphill) (обозначение - PH) - скульптор
Популярная кубинская певица, исполнительница сонна монтуно, гуарачи и сальсы Селия Крус (Úrsula Hilaria Celia de la Caridad Cruz Alfonso) родилась 21 октября 1925 года на Кубе, в Гаване.
Селия Крус родилась в бедном пригороде Гаваны, у нее было 14 братьев и сестер. Отец хотел, чтобы Селия стала учительницей, но судьба распорядилась иначе. Почти с самого раннего детства она начала петь и даже имела успех. Например, услышавший её пение иностранный турист подарил Селии туфли, которые стали частью её первого сценического наряда. В 1947 году она поступила в Национальную музыкальную консерваторию Кубы, где выучила теорию музыки, вокал и фортепиано.
Постепенно девушка начала выступать и выигрывать разные мелкие призы на любительских радиостанциях и в небольших конкурсах. Первая её запись была сделана в 1948 году в Венесуэле, когда Селия заключила контракт с группой Родерико Родни Нейра "Las Mulatas de Fuego".
В 1950 году Селия Крус была приглашена в качестве солистки в оркестр Сонора Матансера, руководитель которого искал замену покинувшей группу пуэрториканке Мирте Сильва. Новая солистка не сразу пришлась по вкусу публике, однако постепенно завоевала огромную популярность на Кубе. В 1964 году во время гастролей в Японии Селия Крус знакомится с Тито Пуэнте.
Приход к власти Фиделя Кастро застал певицу в длительном турне: сначала она гастролировала по Мексике, а затем по Европе и США, где выступила в знаменитом "Палладиуме" как сольная исполнительница, а потом вернулась к сотрудничеству с Сонора Матансеро. Эти обстоятельства, а также смерть одного за другим обоих родителей и замужество (супругом певицы стал руководитель оркестра Педро Найт) привели к тому, что Селия Крус больше не вернулась на Кубу, став в середине 1960-х гражданкой США. В 1965 году она прекращает своё сотрудничество с оркестром и начинает выступать как сольная исполнительница, записав со временем пять альбомов в сотрудничестве с оркестром Тито Пуэнте, а также ещё несколько – с оркестрами Мемо Саламанки, Хуана Бруно Тарраза и других. К этому же времени относится концерт певицы в "Карнеги-Холле", на котором ей аккомпанировал пианист Лари Харлоу.
Сначала карьера в Америке шла удачно, но со временем Селии Крус стало сложно продавать свои записи – еЁ стиль вышел из моды. Зато в 70-е годы новое поколение американцев испанского происхождения стали активно искать на чужбине свои корни, в том числе и открыв заново музыку Селии Крус. В итоге за свою жизнь певица записала более 70 пластинок, много раз номинировалась на "Grammy", успешно гастролировала по всему миру, снималась в кино и на телевидении и стала одной из самых значительных фигур в кубинской музыке прошлого века. Легендарная исполнительница сальсы умерла в своем доме в Нью-Джерси в возрасте 79 лет.
У Селии Крус было фирменное слово – «Azucar!» («сахар» по-испански). На концертах им она традиционно срывала овации. Никто не знал, откуда оно взялось, и лишь в 2000 году в интервью журналу "Billboard" Селия рассказала, что свой "Azucar!" она придумала случайно, в ресторане. Как-то раз официант спросил её про кофе: "С сахаром или без?" "Я говорю ему: "Эй, чико! Ты же кубинец! Как ты можешь даже спрашивать у меня такое? С сахаром, конечно!" Тем же вечером, на концерте, а я на концертах много говорю, чтобы у духовиков время от времени рты отдыхали, я рассказала вот эту самую историю. И так рассказывала её время от времени, а потом как-то просто взяла, спустилась по ступенечкам и закричала: "Azucar!"