АСИГАРУ С ТРОФЕЯМИ, 2-я ПОЛОВИНА 16 - НАЧАЛО 17 ВЕКА | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

АСИГАРУ С ТРОФЕЯМИ, 2-я ПОЛОВИНА 16 - НАЧАЛО 17 ВЕКА

Количество:

+ -

Описание товара:

АСИГАРУ С ТРОФЕЯМИ

2-я ПОЛОВИНА 16 - НАЧАЛО 17 ВЕКА

На протяжении всей истории самураев лучшим доказательством победы, которое самурай или асигару мог предоставить своему господину, являлась захваченная в качестве трофея отрубленная голова противника. Традиция отрубания и собирания голов бытовала на протяжении всей истории самураев. Этот обычай, вероятно, коренился в народных традициях и религиозных верованиях японцев.

Пехотинцы-асигару, проявившие смелость и отвагу в бою, могли рассчитывать на награды и повышение по службе. Возможность показать себя традиционно сводилась к числу захваченных голов противника. Вступая в бой, преданный и отважный асигару думал, удастся ли ему добыть голову врага или, наоборот, он потеряет свою? Как сказал Токугава Иэясу пред битвой при Сэкигахара в 1600 году, выходов только два: либо вернуться с окровавленной вражеской головой, либо самому остаться без головы. Иэясу был большим специалистом в этом вопросе. Своих людей он заставлял тщательно следить за причёской и перед сражением окуривать волосы благовониями, дабы их отрубленные головы имели опрятный и хороший вид. Также самураям рекомендовалось отпускать усы, чтобы их головы не перепутали с женскими.

Раздобыв ценную голову, воин старался покинуть поле битвы, уверенный в том, что его долг исполнен. Военачальникам иногда приходилось отдавать специальные приказы, запрещающие отрубать головы непосредственно во время боя, чтобы не отвлекаться от основной цели сражения. Воин, обезглавивший брошенный безымянный труп, становился объектом презрения, а головы простых асигару, отрубленные в пылу битвы, часто не брались в расчёт.

После сражения проводилось собирание и регистрация этих жутких трофеев. Затем происходила церемония созерцания голов. Победивший даймё созерцал их, сидя у себя в ставке, в окружении наиболее приближённых самураев. Перед этой церемонией головы тщательно отмывали, расчёсывали волосы, подкрашивали лица косметикой и устанавливали на специальные дощечки с остриями. Эту рутинную работу обычно выполняли женщины. Затем к каждой голове прикрепляли бумажный ярлычок, на котором значилось имя жертвы и имя отважного воина, добывшего трофей. Если не было времени как следует подготовиться к церемонии, то головы выставлялись на раскрытом боевом веере, застеленном платком или листьями, чтобы впитать кровь. Созерцание голов могло быть отложено и приурочено к какому-либо празднику. Так, гвоздём программы новогоднего пира, устроенного Одой Нобунага в 1574 г. стали головы, захваченные в предыдущем году и сохранившиеся благодаря тому, что их покрыли лаком и посыпали золотой пудрой.

Асигару облачён в недорогой доспех из тонкой лакированной стали или кожи. Такие доспехи в стиле окэгава-до выпускались тысячами и назывались окаси-гусоку («одалживаемый доспех»). Короткое ручное копьё (моти яри) имеет на наконечнике деревянные лакированные ножны. Асигару раздобыл ценные боевые трофеи: пару мечей, которые он привязал к копейному древку, и отрубленную голову их бывшего владельца.