ЛИТВА - 2 евро 2019 года "СУТАРТИНЕС. ЛИТОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ"

Дата выпуска: 10.07.2019

Металл: Биметалл: никелево-латунная вставка в медно-никелевом кольце

Тираж: 500 000 штук (UNC - 495 000 шт.; BU - 5 000 шт.)

Диаметр: 25,75 мм

Вес: 8,5 гр

Толщина: 2,2 мм

Гурт: рифлёный с надписью на латышском языке "Боже, благослови Латвию!"

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Литовский монетный двор, г. Вильнюс

№ по каталогу Краузе: KM# -

Состояние: из ролла

Количество:

+ -

Описание товара:

ЛИТВА

2 евро 2019 года

"СУТАРТИНЕС. ЛИТОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ"

Аверс: В центре на внутреннем диске изображены три женских профиля, от которых отходят концентрические линии, символизирующие полифонические мелодии литовских народных песен (сутартинес). Вверху по центру внутреннего диска отчеканено название страны-эмитента «LIETUVA», слева — название монеты на литовском языке «SUTARTINES». Справа расположены подпись дизайнера «LP», год эмиссии монеты «2019» и знак монетного двора, вписанные в узоры на национальные мотивы. На внешнем кольце расположены двенадцать звёзд Европейского союза.

Реверс: В центре справа расположена карта Европы с горизонтальной надписью «EURO». Карта Европы изображена поверх шести вертикальных линий, символизирующих стабильность; на концах этих линий имеются звёзды (всего 12 звёзд - по одной на каждый конец линии, символизирующих 12 стран-основательниц еврозоны). В левой части изображено числовое обозначение номинала - 2. Знак дизайнера Люка Люикса (Luc Luycx) - две перекрещивающиеся буквы L (LL), напоминающие цифру 4, расположены справа по центру под буквой "О" слова EURO).

Художник: Liudas Parulskis (обозначение — LP)



В 2010 году ЮНЕСКО внесла в список нематериального культурного наследия человечества древний тип многоголосого пения Литвы — сутартинес (лит. sutartinės, от sutarti — ладить, быть в согласии).

Сутарти́нес (лит. sutartine, от sutarti — ладить, быть в согласии; множественное число — сутартинес) — вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы.

Древнейшие сутартинес были по характеру эпическими, поздние — более лирическими. Исполнение сутартинес прослеживалось только в восточной и северо-восточной областях Литвы. От древне-литовских народных песнях сутартинес отличаются своеобразным многоголосым складом, особенностями музыкальной структуры, а также мелодикой и ритмикой[2]. Жи­вая тра­ди­ция до середины XX века со­хра­ня­лась в Аук­штай­тии (северо-восточная Лит­ва).

По типу многоголосия различают следующие виды сутартинес:
- мо­но­дий­ный тип (оди­на­ко­вые ме­ло­дии в раз­ных го­ло­сах, с раз­ным тек­стом);
- ге­те­ро­фон­ный тип (со­че­та­ние ва­ри­ан­тов од­ной ме­ло­дии);
- кон­тра­ст­ный тип (кон­тра­пункт раз­ных ме­ло­дий);
- ка­но­ни­че­ский тип [2-х или (ча­ще) 3-х го­лос­ный бес­ко­неч­ный ка­нон]. 

В другом виде сутартинес соединяются две и более самостоятельные мелодические линии, образуя свободную полифоническую ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (так называемые двийинес и кетуринес — двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия. Реже встречаются сутартинес, в которых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно с разными мелодиями и текстами.  

Ви­ды сутартинес оп­ре­де­ля­ют­ся по спо­со­бу ис­пол­не­ния:
- двяи­нес (вдво­ём)
- тряи­нес (втро­ём)
- кя­ту­ри­нес (вчет­ве­ром). 

Рит­ми­че­ски чёт­кие, про­стые ме­ло­дии со­сто­ят, как пра­ви­ло, из за­пе­ва и при­пе­ва. Особенностями являются почти сплошные параллельные секунды, синкопированный ритм, терцовые ходы, отсутствие развитой ладовой системы. Одна из главных особенностей сутартинес — обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке Литвы. Иногда попевки подвергаются варьированию покуплетному принципу. Стиль сутартинес характерен и для инструментальной литовской народной музыки. Такого рода пьесы исполняются на скудучяй, трубы тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес. 

Сутартинес использовали в своих сочинениях многие литовские композиторы:
- Стасис Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с оркестром, концерт № 2 для фортепиано с оркестром),
- Балис Дварионас (скрипичный концерт),
- Юозас Груодис («Симфонические вариации»),
- Юлюс Юзелюнас (симфония № 2, балет «На берегу моря»),
- Антанас Рачюнас (симфония № 2) и другие.