КАЗАХСТАН - 100 тенге 2022 года "АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ. 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ", серия: "Выдающиеся личности" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

КАЗАХСТАН - 100 тенге 2022 года "АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ. 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ", серия: "Выдающиеся личности"

Дата выпуска: 06.09.2022

Металл: Мельхиор

Тираж: 20 000 шт.

Диаметр: 33 мм

Вес: 15 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: секторальное рифление (10 секторов)

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Казахстанский монетный двор

№ по каталогу Краузе: KM# -

Состояние: BU (Brilliant Uncirculated)

Примечание: на фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

КАЗАХСТАН

100 тенге 2022 года

"АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ. 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ"

серия: "Выдающиеся личности"

Аверс: В центральной части изображён Государственный Герб Республики Казахстан. Слева и справа – элементы национального орнамента. По окружности монеты – надпись "QAZAQSTAN ULTTYQ BANKI • NATIONAL BANK OF KAZAKHSTAN". В нижней части – надпись «100 TEŃGE», обозначающая номинал монеты.

Реверс: В центральной части слева размещено портретное изображение Ахмета Байтурсынова, выполненное в стиле плакатной графики. Справа от портрета в обрамлении стилизованного изображения книги расположены надписи "150 JYL" и "Ahmet Baıtursynuly". В верхней части изображены логотип НБК и год чеканки – "2022". В нижней части – изображение пера, годы жизни Ахмета Байтурсынова – "1872 и 1937". Справа внизу полукругом расположена надпись "Bilim álemdi qutqarady" (Знание спасёт мир).  



5 сентября 2022 года исполнилось 150 лет казахскому просветителю, общественному деятелю, учёному, лингвисту и тюркологу Ахмету Байтурсынову.

Ахме́т Байтурсы́нов (каз. احمەت بايتۇرسىنۇلى, Ахмет Байтұрсынұлы; 5 сентября 1872, село Акколь, Тургайская область, Российская империя — 8 декабря 1937, Алма-Ата, СССР) — казахский просветитель, педагог, публицист, переводчик, учёный-тюрколог, лингвист и политический деятель. Один из руководителей и активных деятелей движения «Алаш».

Видный общественный деятель и политик, принимавший активное участие в национально-освбодительном движении в Казахстане: член Временного народного совета Алаш-Орды (1917—1920), главный редактор общественно-политической газеты «Казах», издаваемая в 1913—1918 годы. Первый народный комиссар просвещения Казахской АССР (1920—1921).

Создатель так называемого «нового правописания» (каз. жаңа емле), также известного как «байтурсыновский» арабский алфавит для казахского языка. В начале XXI века этот алфавит использовался казахами в Китае, Афганистане, Иране, Турции и некоторых других странах.

Родился 5 сентября 1872 года. Происходит из рода шакшак племени аргын.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это они были высланы в Сибирь на 15 лет.

Ахмет Байтурсынулы обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынулы отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынулы жил в доме у лесника Ивана Журавлёва, где полюбил его дочь Александру. Они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански в Кустанае, и Александра Ивановна Журавлёва изменила своё имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынулы был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. В 1910 году был освобождён из заключения с запретом в течение двух лет проживать в Степном Крае, Семиреченской и Тургайской областях. С этого времени до 1917 года жил в Оренбурге под надзором полиции.

В 1913 году Байтурсынулы вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах». В 1914 году за критику местных властей в одном из номеров был оштрафован на большую сумму, Байтурсынулы согласился на трёхмесячный арест как замену штрафа для спасения газеты. После сбора средств среди подписчиков газеты был освобождён.

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских (общеказахских) съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынулы вступил в члены Коммунистической партии большевиков ВКП(б). С 1919 года — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынулы был освобождён. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынулы был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературно-научная деятельность
Ахмет Байтурсынулы возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынулы создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Арабское письмо при использовании его без обозначения гласных представляло определённые неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынулы предложил проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е.Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей (а тем более вне задач интернационализации графических приёмов), то казахская… школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией 1924 года“». Но проекту Байтурсынулы не суждено было сбыться, началась латинизация (1928) и кириллизация (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внёс большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провёл большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Память
- Аэропорт Костаная носит его имя.
- В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынулы и Жамбыла в доме, где он жил в 30-е годы, открыт дом-музей Ахмета Байтурсынулы и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю. Сам сквер с 12 июня 1998 года также носит его имя.
- Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004).
- Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
- Именем Байтурсынулы назван Костанайский государственный университет.
- В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвящённая Байтурсынулы.

Исследования
Омаров И. Учёная деятельность А. Б. Байтурсынулы. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. — Оренбург, 1923.