НИКОЛАЙ I - 1 рубль 1834 года "В ПАМЯТЬ ОТКРЫТИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

НИКОЛАЙ I - 1 рубль 1834 года "В ПАМЯТЬ ОТКРЫТИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ"

Дата выпуска: 1834 год

Металл: серебро (проба 868/1000). Содержание химически чистого металла: 17,9936 гр

Тираж: 15 000 шт.

Диаметр: 35,5 мм

Вес: 20,73 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: рифлёный

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Санкт-Петербургский

№ по каталогу Краузе: C# 168

Примечание: Вы покупаете ту монету, которая на фото

Описание товара:

НИКОЛАЙ I

1 рубль 1834 года

"В ПАМЯТЬ ОТКРЫТИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ"

Аверс: По краю монеты зубчатый ободок, в центре изображение Императора Александра I, обращённое вправо, слева вдоль края надпись «АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ», справа вдоль края «Б.М. ИМПЕРАТОР ВСЕРОС.» (Божьей Милостью Император Всероссийский). На обрезе портрета императора надпись «GUBE. F.» (Gube fecit – Губе сделал).

Реверс: По краю монеты зубчатый ободок, в центре изображение памятника Александру I (Александровская колонна), под пьедесталом номинал «1. РУБЛЬ», слева вдоль края надпись «АЛЕКСАНДРУ», под ней «ПЕРВОМУ», справа «БЛАГОДАРНАЯ», ниже «РОССИЯ. 1834».

Каталожный номер: Биткин-894; Конрос-307/1



Александровская колонна (также Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 

Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа[2].

Идея создания памятника Александру I, увенчанного фигурой ангела (известно семейное прозвище Александра: «наш Ангел») была впервые предложена Фридрихом Вильгельмом IV во время его пребывания в Петербурге.[источник не указан 32 дня] Знаменитый архитектор Карл Росси, возводивший здание Главного штаба и завершая ансамбль Дворцовой площади, также предлагал в центре площади расположить памятник (впрочем, не отвергая идею установки ещё одной конной статуи Петру I).

Открытый конкурс на создание монумента был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате»[3]. Огюст Монферран откликнулся на этот конкурс проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска. Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента, понимая, что, не имея колоссальных размеров, он просто потеряется в её ансамбле[4].

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения, он не имеет даты, по мнению Никитина, проект относится к первой половине 1829 года[5]. Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами, изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого[6].

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор расположил барельефы (автором которых был тот же Толстой) с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры[6].

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Сам проект был тоже сделан «с большим мастерством»[5].

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre», но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую[5].

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Монферран отказался от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна, так как, по его словам, современные ему художники не смогли бы соперничать с древними мастерами, и остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита из розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей). Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний — 3,19 м (10 футов 6 дюймов)[7]. Пьедестал и базу он скопировал почти без изменений с колонны Траяна[8].

Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота монумента составила 47,5 м[5] — выше всех существующих монолитных колонн. В новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён императором. Спустя несколько дней Монферран был назначен строителем колонны[9].

Строительство велось с 1829 по 1834 год[10]. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны, был назначен граф Ю. П. Литта[11].

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года.

Затем на площади был проведён военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек[20]:

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн — после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне; Александровская колонна выше Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Ствол колонны — самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально, и один из величайших (пятый за всю историю и второй — после Гром-камня — в Новое время) перемещённых человеком монолитов.

Характеристики

Вид с южной стороны
Общая высота сооружения — 47,5 м
высота фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени)
высота креста — 6,4 м (3 сажени)
высота навершия колонны с крестом ~12 м
высота ствола (монолитной части колонны) — 25,6 м (12 саженей)
нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов)
высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м
размеры барельефов — 5,24×3,1 м
высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м
горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м
высота колонны до ствола ~10 м
Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны
Вес гранитного ствола колонны 612 тонн
Вес навершия колонны 37 тонн
Размеры ограды 16,5×16,5×1,5 м
Ствол колонны стоит на гранитном основании без дополнительных опор только под действием силы тяжести.