САН-МАРИНО
10 евро 2006 года
"ТРИ ГРАЦИИ. АНТОНИО КАНОВА"
Аверс: По центру изображены три крепости, возвышающиеся на вершинах горы Монте Титано: Честа, Гуаита, Монтале, под которыми размещено слово "LIBERTAS". Вверху полукругом отчеканено название страны-эмитента: "REPUBLICA DI SAN MARINO".
Реверс: В центре поля монеты изображён фрагмент скульптуры Антонио Канова "Три грации" (1813-1816 гг.), в настоящий момент располагающейся в Эрмитаже. Скульптура выполнена из мрамора. Снизу указан номинал монеты "10 euro", под ним расположен знак Римского монетного двора "R". Вверху по центру полукругом отчеканена фамилия гравера "CANOVA". Слева и справа от репродукции вертикально размещены даты: "1816" и "2006".
Художник: Claudia Momoni (обозначение - MOMONI)
Антонио Канова. Три грации
Образ трех пленительных граций популярен у художников и скульпторов от эпохи Ренессанса до наших дней.
Хариты обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом.
Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния.
Флорентийские философы-гуманисты 15 века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению.
Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.
"Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека).
В "Теогонии" Гесиода хариты - дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит - Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида). Имена харит у Гесиода: Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая").
Скульптурная группа "Три грации" относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое его новое произведение встречали с воодушевлением. Верный идеалам неоклассицизма, Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Достоинством этой группы современники считали новое решение.
В отличие от восходящей к античности композиции, где две крайние фигуры обращены к зрителю лицом, а центральная, обнимающая своих подруг, - спиной, Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии; их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Композиция Кановы очень компактна и уравновешенна. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы. Эта скульптурная группа пользовалась большим успехом у современников Кановы, настолько воплощая их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".