ГРЕЦИЯ - 2 евро 2019 года "АНДРЕАС КАЛВОС. 150 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

ГРЕЦИЯ - 2 евро 2019 года "АНДРЕАС КАЛВОС. 150 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ"

Дата выпуска: 11.07.2019

Металл: Биметалл: никелево-латунная вставка в медно-никелевом кольце

Тираж: 750 000 шт. (UNC - 748 000 шт.; BU - 0 шт.; PROOF - 1 500 шт.)

Диаметр: 25,75 мм

Вес: 8,5 гр

Толщина: 2,2 мм

Гурт: рифлёный с надписью: "EΛΛHNIKH ΔHMOKPATIA"

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Монетный двор Греции (Афины)

№ по каталогу Краузе: KM# -

Примечание: На фото образец

Описание товара:

ГРЕЦИЯ

2 евро 2019 года

"АНДРЕАС КАЛВОС. 150 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ"

Аверс: В центре на внутреннем диске изображён портрет поэта Андреаса Калвоса. Вдоль края внутреннего диска слева выгравировано его имя годы жизни «ΑΝΔΡΕΑΣ ΚΑΛΒΟΣ 1792—1869», справа указано название государства-эмитента «ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ». Слева от портрета расположены знак монетного двора (лист аканта) и год эмиссии монеты «2019». Справа расположена монограмма автора дизайна монеты. На внешнем кольце расположены двенадцать звёзд Европейского союза.

Реверс: В центре справа расположена карта Европы с горизонтальной надписью «EURO». Карта Европы изображена поверх шести вертикальных линий, символизирующих стабильность; на концах этих линий имеются звёзды (всего 12 звёзд - по одной на каждый конец линии, символизирующих 12 стран-основательниц еврозоны). В левой части изображено числовое обозначение номинала - 2. Знак дизайнера Люка Люикса (Luc Luycx) - две перекрещивающиеся буквы L (LL), напоминающие цифру 4, расположены справа по центру под буквой "О" слова EURO).

Дизайнер: Georges Stamatopoulos (обозначение — ΣΤΑΜ)



Андреас Калвос (или Кальвос; греч. Ανδρέας Κάλβος; * апрель 1792, остров Закинф — † 3 ноября 1869, Лаут) — греческий поэт, один из ранних представителей (совместно с Соломосом) Ионической школы в греческой литературе.

Как и Соломос, Калвос родился на острове Закинф, а подростком уехал в Италию учиться, потому что в аристократических кругах Ионических островов было принято получать образование в Италии. В итальянской общественной жизни того периода приобретали силы идеи борьбы против национального порабощения, за возрождение единого итальянского государства, и юный Калвос не обошёл этих воздействий. Он подружился с выдающимся итальянским поэтом-революционером Уго Фосколо, сопровождал его в эмиграции в Швейцарии, а позже в Лондон (за рубежом он зарабатывал на жизнь частными уроками). Вернувшись в Италию в 1820 году, Калвос вошёл к тайной организации карбонарии, но через год снова был вынужден бежать в Швейцарию. Следя оттуда за событиями Греческой революции, он откликается на них одами и в 1824 году издаёт в Женеве сборник «Лира» («Λύρα»). Через два года в Париже выходит его второй сборник — «Лирика» («Λυρικά»).

Оба сборника содержат по десять од. Их содержание — воспевание свободы, идеалов гражданских качеств, патриотического долга, непримиримость к тиранам и деспотизму, к кабале; размышления о путях революции и её нравственных уроках. Интонация стихов эмоциональная, взволнованная, схожая с романтической, но над поэтикой Калвоса также значительно тяготеют нормы классицизма. Этот просветительский классицизм проявляется в строгой логике мысли, в точности высказываний вплоть до границы эпиграммы, в архаизации языка.

О языке Калвоса стоит сказать отдельно. Хотя по многим признакам (а также формально) его творчество принадлежит к упомянутой Ионической школе, он не был сторонником димотики, которую отстаивали «ионийцы». Его стихи, написанные Кафаревусой с примесью закинфского говора. Можно ли это считать за его убеждения в споре между сторонниками двух вариантов греческого литературного языка, или только за художественное средство, — вопрос сложный: приподнятость, патетичность содержания его гражданской лирики требовала и соответствующей формы (в том числе и лексики). Неслучайно в прологе к сборнику «Лира» он цитирует древнегреческого поэта Пиндара, классика и ярчайшего представителя хоровой (гражданской) лирики античности. К этой лексической сложности добавлялась ещё и усложнённая структура стиха, которую использовал Кальвос (изобретённый им самим размер, близкий к малому сапфическому стихотворению). Через все это поэзии Калвоса трудно воспринимались современниками; они были оценены лишь после его смерти.

Архаичность словаря не затмевает живых, страстных интонаций Калвосового языка. Его оды воспринимаются как один сплошной гимн свободе, призыв к освобождению. Одновременно поэт уделяет внимание не только поиску путей к воле, но и предостерегает соотечественников от возможного коварства великих держав: ведь не только Османская империя, откровенный враг греков, была среди тех, кто решал их судьбу, но также и Великобритания, Королевство Франция, Российская империя, которые были гарантами греческой независимости, тоже имели на Балканах свои интересы (в частности, они не дали согласия на присоединение к Греции таких территорий, как Эпир, Фессалия, Крит; Ионические острова тоже несколько лет ещё оставались под британской короной).

Сквозная для творчества Калвоса тираноборческая тематика характерна как для романтизм (господствующего на то время направления в европейской литературе), так и для классицизма, который тогда уже отжил своё, а формально это творчество якобы более классическая. Однако историки литературы склоняются к мысли, что в этом сплаве классицизма и романтизма, который является характерным и для Соломоса и Калвоса, романтизм все же доминирует и выполняет (как и в некоторых других литературах стран Центральной и Восточной Европы) часть функций Просвещения (которое в полной мере, как отдельная эпоха, не произошло в этих странах).

Опубликовав сборник «Лирика», Калвос 1826 года едет в революционную Грецию, намереваясь непосредственно принять участие в борьбе. Но вскоре он переезжает в Керкиры (где господствовала британская администрация, а турецкой власти никогда не было; следовательно, не было и революционных событий). Там он преподаёт в Ионическом университете, публикует по местных газетах фельетоны, критические статьи, философские эссе, но не принимает активного участия ни в политической, ни в культурной жизни.

1852 года он неожиданно отправляется в Великобританию, там женится (второй раз); открывает частный женский лицей.

С 1826 года до самой смерти в 1869 году он не опубликовал ни одного поэтического строки. Причины такого внезапного и окончательного разрыва с творчеством называют разные. С одной стороны, должна была сыграть свою роль личная удача Калвоса, человека от природы замкнутой (возможно, в этом отчасти виноваты сложные обстоятельства его детства: родители рано развелись, Андреас остался с отцом, а тот имел авантюрную натуру, и жить с ним было трудно). С другой стороны, большие надежды, с которыми поэт ехал в Греции в эпоху бурных революционных преобразований, не совсем оправдали себя. Национально-освободительная революция победила, но её достижениями в значительной мере воспользовались другие, а на греческий народ ждали большие разочарования. По решению Лондонской конференции (1832) территориальная целостность Греции была очень ограничена, жёстко обусловленная форма правления (монархия), и монарх был «импортирован» — баварский принц Оттон. Демократические преобразования не были осуществлены; многие воспринимали существующий режим как оккупационный. Разочарования в последствиях революции мало тогда общенациональный характер и, в частности, негативно повлияло на развитие художественной литературы (вспомним, что и Соломоса в этот период не закончил ни одного из своих начатых крупных произведений). Неудивительно, что столкновение с такой реальностью не оправдало ожиданий впечатлительного и страстного поэта и привело к его пожизненной молчанке