КУБА
1 песо 1995 года
"SIAI - MARCHETTI S.55"
серия: "Известные самолёты"
Аверс: В центре над водной гладью изображён легендарный самолёт - итальянский гидросамолёт SIAI - MARCHETTI S.55 (все изображения выполнены цветной эмалью). Слева под хвостом самолёта расположен год выпуска и знак монетного двора в виде ключа. Вверху полукругом отчеканено название самолёта: "SIAI - MARCHETTI S.55"
Реверс: В центре монеты - Герб Кубы, над ним полукругом надпись: "REPUBLICA DE CUBA", под гербом номинал монеты прописью - 1 PESO.
Дизайнеры: Elena Delgado Alvarez, Alejandro Ramos Figueredo
Savoia-Marchetti S.55 — итальянский гидросамолёт (двухкорпусная летающая лодка — гидроплан-катамаран). Разработан и производился предприятием Savoia-Marchetti (la S.I.A.I.) с 1926 года (также выпускался компаниями Cantieri Ruiniti dell’Adriatico — CRDA и Piaggio) в нескольких модификациях.
Выпущено более 200 самолётов. Установил ряд рекордов в своём классе.
Разработка самолёта
Начало работ по проекту — 1922 год. Конструктор — Алессандро Маркетти. Первый полёт — август 1924 года.
Конструкция самолёта
Двухкорпусный моноплан (летающая лодка — катамаран) с высоким расположением крыла, двухбалочным, двухкилевым ферменным хвостовым оперением. Силовая установка — два двигателя, установленные продольно в общей надфюзеляжной мотогондоле, с приводом на тянущий и толкающий воздушные винты противоположного вращения. Конструкция фюзеляжа и крыла — цельнодеревянная, хвостовых балок и оперения — смешанная.
Эксплуатация
Ещё первые, предсерийные машины S.55P в 1926 году установили 14 мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности. Широкую известность получили рекордные полёты этих машин между Европой и Северной Америкой.
Savoia-Marchetti S.55 был одним из первых самолётов, пересекших Атлантический океан. Первым планировал пересечь Южную Атлантику бразильский пилот де Баррос Рибейро (João Ribeiro de Barros), вылетев в октябре 1926 года из Италии на Канарские острова, на острове Зелёного мыса самолет сломался и взлетел только к апрелю 1927 года.
13 февраля 1927 года самолёт S.55 «Санта Мария» (Santa Maria) → «Санта Мария II», пилотируемый экипажем Франческо де Пинедо (Francesco De Pinedo), совершил двойной трансатлантический перелет перелёт по трассе Дакар (Сенегал) → Пернамбуко (Бразилия) — за три месяца до первого одиночного полёта Чарльза Линдберга. За этим последовали и другие рекордные полёты, наиболее известным из которых стал трансатлантический перелёт 24-х самолётов S.55 в июле 1933 года из Орбетелло (Италия) в Чикаго. Командовал этим 48-часовым перелётом маршал авиации Италии Итало Бальбо.
Большая часть построенных самолётов предназначалась для использования в качестве торпедоносцев, дальних морских разведчиков и бомбардировщиков, однако по ряду причин в боевых действиях самолёты практически не участвовали. Некоторое число машин использовалось на пассажирских линиях (средиземноморские маршруты Рим — Кальяри, Рим — Палермо, Рим — Тунис, Бриндизи — Валона, Бриндизи — Стамбул). Два самолёта летали на линии Нью-Йорк — Бостон.
Самолёты для СССР
Savoia-Marchetti S.55 попали и в СССР: в 1932 году Аэрофлот приобрел 5 таких самолетов в новой модификации "P", а не «Х» (Круиз), 4 из них предназначались для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (ГВФ), а головная, с полным зимним капотированием двигателей (глухим утепленным капотом моторов) — для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП) — разбилась 12 июля 1933 года в районе Сталинграда, на Волге, при перегоне (летчик-испытатель Б. Л. Бухольц).
На самолете (заводской № 10531), который было решено доставить своим ходом из Италии, также была установлена радиостанция типа «marine» (морская) фирмы «Marconi» (Marconi Marino). Кроме того, на всех самолетах предусматривалось отопление пилотской кабины (электричеством) и пассажирских салонов (беспламенными печами).
Оставшиеся три самолета доставлены морем к осени 1933 года во Владивосток, зимовали на складах — в пакгаузах Совторгфлота с 1933 года на 1934 год.
10 апреля 1934 года — начальник ГУ ГВФ И. С. Уншлихт распорядился о закреплении С.55 за ДВУ ГВФ и передаче их в эксплуатацию.
Все гидросамолеты работали на Дальнем Востоке СССР (порт приписки — Хабаровск, Владивосток) на местных почтово-пассажирских авиарейсах и последний гидросамолет был списан в 1938 году.
Именно на S.55 И. П. Мазурук доставил в село Пермское государственную комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре.
Самолеты работали на линиях:
- Хабаровск — Петропавловск-Камчатский
- Владивосток — Александровск-Сахалинский — Петропавловск-Камчатский
- Хабаровск — Оха — Александровск-Сахалинский.
К началу Второй мировой войны самолёты S.55 были выведены из активной эксплуатации во всех странах, часть машин передана на базы хранения.
Лётно-технические характеристики (S.55P):
- экипаж — 4 чел. (3 чел. — в гражданской версии)
- длина — 16,75 м
- размах крыльев — 24 м
- высота — 5 м
- крыло площадь — 93 м²
- пустой — 5 750 кг
- максимальная взлетная — 8 260 кг
- силовая установка (2 ед., тандемное расположение типа «тяни-толкай» с тянущим и толкающим винтами) — «Изотта-Фраскини Ассо 750» — «Isotta-Fraschini Asso 750» — 750 v, 656 кВт; номинальная мощность — 885 л. с., на взлетном режиме — 940 л. с., длина двигателя — 2196 мм, ширина — 1060 мм, высота — 1060 мм, рабочий объём — 47,07 л, масса двух двигателей (без масла, воды, ступицы гребного винта и выхлопной трубы) — 1280 кг (640 кг — 1 ед.), алюминиевое литье
- конфигурация двигателя — 18-цилиндровый W-образный, из хром-марганцевой стали, с водяным охлаждением
- карбюраторы (6 ед.) — «Изотта-Штромберг» — «Isotta-Stromberg», распределение — двойной верхний распределительный вал (DOHC) с четырьмя клапанами на цилиндр
- топливо — бензин с октановым числом 87, типа «Regular»
- удельный расход топлива — 220 г/л. с.·ч
- максимальная скорость — 279 км/ч
- крейсерская скорость — 200—220 км/ч
- посадочная скорость — 120 км/ч
- дальность — 3 500 км
- практический потолок — 5 000 м
- пассажиры — 12 чел. (6-ти местный салон одной лодки)
- окупаемость — 9 руб. 37 коп. на 1 т/км
Всего было изготовлено 23 экземпляра. Стоимость самолета в 1932 г. — 477 тыс. лир (1 млн руб. золотом)